В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции - сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Восемь индикаторов функциональной грамотности школьников.
Как развивать навыки функциональной грамотности?
1. Мыслить критически: ставить под сомнение факты, которые не проверены, обращать внимание на конкретность и корректность цифр и суждений.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учётом разных позиций: своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать её с разных точек зрения, изучать стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров.
4. Расширять кругозор: читать как можно больше книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Не ограничиваться одной-двумя темами, а знакомиться с информацией из самых разных сфер жизни (искусство, современные технологии, здоровый образ жизни и т.п.). Полезно периодически проверять свои знания в викторинах и интеллектуальных играх.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Документы федерального уровня:
Приказ Минпросвещения от 14.09.2021г №03-1510 Об организации работы по повышению ФГ
Документы регионального уровня:
Региональная программа повышения финансовой грамотности в Ленинградской области
Документы школьного уровня:
Банк материалов по функциональной грамотности:
Методический сборник для детей и родителей "Что значит быть грамотным в ХХI веке"
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Методические рекомендации для учителей "Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке"
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
Как принять участие в онлайн-уроках финансовой грамотности и профориентации (Инструкция)
Участие в неделе функциональной грамотности (Видеоинструкция)
Проектория - всероссийский открытый урок
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Ссылки для участия в онлайн-конкурсах:
Поделиться с друзьями: